В Хельсинки прошла учредительная конференция движения «Открытая Россия», основанного Михаилом Ходорковским. Движение занимается подготовкой к тому времени, когда Путин покинет свой пост. Присутствовал сам Ходорковский, а также многие другие известные оппозиционеры.
Основанное Михаилом Ходорковским движение «Открытая Россия» готовит гражданских активистов к тому, чтобы они могли взять на себя ответственность за руководство Россией после того, как Путин покинет свой пост.
Учредительная конференция участников движения проходила 12-13 ноября в Хельсинки. Немногословные финские охранники проверяли русскоговорящих гостей с ярко-желтыми бейджиками на входе в выставочный центр Хельсинки Messukeskus.
В вестибюле царила атмосфера таинственности: указателей не было, сумки журналистов внимательно досматривались. Проходила учредительная конференция движения «Открытая Россия». Она была срочно перенесена из Таллина в Хельсинки, чтобы избежать возможных провокаций.
Речь идет о встрече российской политической оппозиции. На нее прибыли 75 гражданских активистов из России. Кроме Ходорковского, были многие другие известные оппозиционеры. Ходорковский, который в свое время был самым богатым человеком России, в начале 2000-х не поладил с Путиным и, как следствие, отсидел десять лет в тюрьме по обвинению, в том числе, в налоговом мошенничестве и хищениях.
Сейчас Ходорковский уже третий год в изгнании, и он последовательно вкладывает свои силы и средства в развитие гражданского общества России. Ядро «Открытой России» было сформировано на прошлых парламентских выборах, когда поддерживаемые «Открытой Россией» активисты от оппозиции хотели попасть в Госдуму.
В отличие от большевистских эмигрантов сто лет назад, «Открытая Россия» не стремится к революции. Основные принципы движения базируются на двух отправных точках. Россию рассматривают как часть Европы, так что страну при помощи реформ можно вернуть в сферу европейских ценностей. Второй предпосылкой является падение администрации Путина, которое должно произойти, по мнению Ходорковского, в промежуток с 2018 по 2024 год.
К этому времени необходимо подготовить специалистов, которые могли бы взять ответственность за управление Россией, а также за проведение демократических реформ во время переходного периода. Обучение подобных людей — одна из главных целей «Открытой России».
«Открытая Россия» стремится избегать механического повторения европейских методов управления, что было неудачным решением для реформ 1990-х годов.
«Необходимо создать взаимодействие с обществом. Правительство Гайдара (первое демократическое правительство России) состояло из интеллектуалов, которые знали, как управлять страной, но были совершенно не готовы к взаимодействию. Возможностей было достаточно, но гражданам не сообщили, почему надо поступать именно так. У них не было возможности заявить свою позицию, из-за чего они почувствовали себя покинутыми и преданными», − объясняет Ходорковский.
По его мнению, очень важно, чтобы гражданские активисты смогли разъяснить цели проводимых политических реформ.
Цель учредительной конференции заключалась в изменении организационной формы деятельности «Открытой России» и преобразовании ее в народное движение, которое в России в соответствии с законом не надо регистрировать. После этого движение могло бы действовать открыто в государственном масштабе — в особенности там, где политическая оппозиция и гражданская деятельность ограничены.
Согласно своей программе, «Открытая Россия» в первую очередь стремится к сотрудничеству и взаимодействию, поддерживая собственные инициативы граждан на базовом уровне, в том числе, местные демонстрации в рамках закона, например, забастовки водителей грузовиков и фермеров. Движение должно действовать вне партийных границ и принимать различия во взглядах его членов.
Например, недавно избранная в совет движения московский активист по защите прав человека Мария Баронова не выступает против присоединения Крыма к России, что вызывает у других членов движения недовольство. Но это не вредит движению, которое объединено общей целью: возврат демократии в Россию.
Основание движения, чему участники конференции искренне радовались в конце встречи, все же является только началом. В России активистов ждет много дел: гражданское общество страны находится в очень стесненном положении, даже рутинная работа связана с большими рисками — задержания и, не исключено, политически окрашенные судебные разбирательства.